Профориентация – комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника.
Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Профориентация детей с ограниченными возможностями – это кропотливая работа, которая требует понимания физических, психологических, интеллектуальных возможностей отдельно взятого учащегося всем педагогическим коллективом, для помощи в самоопределении выпускника.
Получение образования для детей с ограниченными возможностями здоровья является важнейшим фактором их успешной социализации и общественной жизни.
Получение профессии – это важный вопрос и один из самых эффективных способов самореализации, поэтому профориентация для таких детей является важнейшей задачей государственной политики.
Цель: Активизация процесса профессионального самоопределения обучающихся, включающего получение знаний о мире профессионального труда, формирование положительного отношения к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенности в своих силах .
Задачи:
- расширение взаимодействия образовательного учреждения с учреждениями СПО, реализующих программу для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
- знакомство с профессиями, востребованными на рынке труда посредством: экскурсий на предприятия, мастер-классов, участия в мероприятиях по профориентации;
- формирование у выпускников ОУ важных профессиональных качеств по выбранному профилю обучения;
- повышение информированности обучающихся об основных и новых профессиях, востребованных на рынке труда в Санкт-Петербурге;
- развитие интересов обучающихся к выбранным ими профессиям;
- формирование способности оценки своих возможностей и способностей, адекватной самооценки при определении профиля и содержания профессии;
- привлечение родителей обучающихся к профориентации на всех этапах обучения, с исследованием запроса родителей по выбору профессии их детей.
Основные направления профессиональной ориентации учащихся:
профессиональной просвещение;
профессиональная диагностика;
профессиональная консультация и др.
В школьной профориентации выделено несколько этапов, отличающихся по целям, задачам и используемым методикам в зависимости от возраста учеников:
1.Начальная школа 1-4 классы
2.Основная школа 5-7 классы
3.Основная школа 8-9 классы
4.Средняя школа 10-11классы
Этапы и содержание профориентационной работы в школе:
1-4 классы:
- формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
- развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую;
- постепенное расширение представлений о мире профессионального труда.
5-7 классы:
- развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
- представления о собственных интересах и возможностях;
- приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.
8-9 классы:
- групповое и индивидуальное профконсультирование.
10-11 классы:
- коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Работа с учащимися:
- профориентационные мероприятия: викторины, беседы, тематические классные часы и др.;
- тестирования и анкетирования учащихся, с целью выявления профнаправленности;
- консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).
- расширение знаний в рамках школьных предметов (труд, ИКТ, СБО и др.);
- организация и проведение экскурсий в учебные заведения, на предприятия; посещения дней открытых дверей учебных заведений;
- участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества;
- привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе в учреждениях дополнительного образования;
- проведение недель по профориентации, конкурсов по профессии, конференций.
Работа с родителями:
- проведение родительских собраний (общешкольных, классных);
- индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий, учебного заведения учащимися.
Перспективы профориентационной работы:
- выработка системы тесного сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города;
- организация взаимосвязи школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций;
- привлечение родителей учащихся для профориентационной работы;
- пополнение библиотечного фонда литературной по профориентации и трудовому обучению;
- разработка рекомендаций классным руководителям по планированию профориентационной работы с учащимися различных возрастных групп;
- организация для педагогов и классных руководителей циклов занятий, семинаров по профориентационной работе с учащимися.
Профессиональное самоопределение обучающихся с НОДА (презентация психологической службы)
Ответственный за организацию профориентационной работы в школе
Кибкалова Татьяна Юрьевна
tany@dinamika616.ru
1. Кибкалова Татьяна Юрьевна- социальный педагог, председатель совета;
2. Кульченко Екатерина Анатольевна- педагог-организатор, информационная поддержка;
3. Баранова Анастасия Юрьевна- педагог-психолог, психологическая служба;
4. Гречухина Виктория Владимировна -педагог-психолог, психологическая служба;
5. Подоплелова Юлия Валентиновна-учитель начальных классов;
6. Прошутинская Марина Борисовна- учитель химии, основная и средняя школа.
Положение по профориентации
План профориентационной работы
Приказ о назначении ответственного за профориентационную работу
Приказ о совете по профориентации
Положение о совете по профориентации
Перечень учреждений среднего и высшего профессионального образования в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, принимающих на обучение детей с ОВЗ
Offline Website Builder