Внеурочная деятельность

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

 

ЛОКАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

  План работы -->

НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего и основного общего образования внеурочная деятельность, как и учебная деятельность на уроке, направлена на решение задач воспитания и социализации учащихся.

Внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение школьниками личностных, метапредметных и предметных результатов.

Внеурочная деятельность направлена на:

-   предупреждение вторичных биологических и социальных отклонений в развитии, затрудняющих образование и социализацию ребенка;

-   исправление нарушений психофизического развития медицинскими, психологическими, педагогическими средствами;

-   формирование у учащихся средств компенсации дефицитарных психомоторных функций, не поддающихся исправлению;

-   формирование способов познавательной деятельности, позволяющих учащемуся осваивать общеобразовательные предметы.

-   коррекцию и развитие  психических и физиологических функций;

-   создание условий для развития личности ребёнка, развитие его мотивации к познанию и творчеству;

-   приобщение обучающихся к общечеловеческим и национальным ценностям и традициям (включая региональные социально-культурные особенности);

-   профилактику асоциального поведения;

-   создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации школьника, его интеграции в систему отечественной и мировой культуры;

-   обеспечение целостности процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности обучающегося;

-   развитие взаимодействия педагогов с семьями обучающихся.

Цель организации внеурочной деятельности – обеспечение достижения планируемых результатов Стандарта: создание условий для становления и развития личности обучающихся, формирования их общей культуры, духовно-нравственного, гражданского, социального, интеллектуального развития, самосовершенствования, обеспечивающего их социальную успешность, развития творческих способностей, сохранения и укрепления здоровья. Таким образом, основной целью организации внеурочной деятельности школы является формирование ключевых компетенций учащихся: информационной, коммуникативной, проблемной, кооперативной или компетенции по работе в сотрудничестве.

Результат внеурочной деятельности – развитие личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.

План внеурочной  деятельности образовательного  учреждения определяет состав и структуру направлений,  формы организации, объем внеурочной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уровне начального общего и основного общего образования с учетом их интересов и особенностей.

 

НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

План внеурочной деятельности составлен с учетом психофизических особенностей обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и представлен коррекционно-развивающей областью, включающей индивидуальные занятия, и другими направлениями развития личности, в том числе имеющими коррекционно-развивающую направленность (духовно-нравственное, физкультурно-спортивное  и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Духовно-нравственное направление реализуется в соответствии с программой духовно-нравственного воспитания учащихся. Направлено на духовно-нравственное развитие и воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок и национальных ценностей;  на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Общеинтеллектуальное направление предполагает организацию познавательной деятельности, направленной на самостоятельное приобретение обучающимися нового знания  или нового алгоритма приобретения знаний,  творческих подходов к организации познавательной деятельности. Цель работы в этом направлении - формирование целостного, осознанного отношения к знаниям, к самому процессу познания. 

Общекультурное (художественно-эстетическое) предполагает развитие эмоционально-образного и художественно-творческого мышления во внеурочной деятельности, что позволяет учащимся ощущать свою принадлежность к национальной культуре, повышает чувство личной самодостаточности. Цель - формирование ценностного отношения к прекрасному, представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Социальное направление предполагает  создание условий для перевода обучающегося в пози­цию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе общепринятых ценностей, а также вырабатывать собственное понимание заданных извне целей, разрабатывать проекты преобразования общества, реализовывать данные проекты. Коррекционно-развивающие групповые занятия этого направления, представлены программами «Основы коммуникации», «Речевая практика», и предусматривают:

  • формирование умения составлять  рассказ, грамотно ставить и задавать вопрос, вести диалог,
  • формирование новых форм общения соответствующих возрасту и обеспечению условий для общения детей со сверстниками, тренировке различных коммуникативных умений.

Спортивно-оздоровительное направление представлено программами по укреплению здоровья школьников путём применения комплексного подхода к обучению здоровью, а также на основе интересов и склонностей обучающихся по расширению знаний и умений в области паралимпийских видов спорта.  

В коррекционно-развивающей области учитывается специфика контингента учащихся, ее содержание направлено на коррекцию психофизического развития личности, создание компенсаторных и социально-адаптационных способов деятельности.  

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Коррекционно-развивающее направление предполагает проведение индивидуальных занятий.

Индивидуальные занятия включают в себя следующие направления работы:

  • формирование движений руки и зрительно-моторной координации: захват, удержание крупных и мелких предметов различной формы (объемных, плоскостных), выполнение элементарных действий с предметами (выкладывание на парту, вкладывание в какую-либо ёмкость, разворот предмета, соединение предметов – пазлов, частей разрезных картинок, элементов конструктора, магнитов), формирование предметно-орудийных действий (выполнение действий предметами по их назначению; обучение графическим умениям проводить прямые, ломаные, замкнутые линии), формирование одновременных действий (откручивание и закручивание пробки на бутылке, застёгивание и расстёгивание пуговиц, «молний», шнуровка, перелистывание книги и т. д.);
  •  развитие конструктивного праксиса  (конструирование из объемных и плоскостных объектов по подражанию, образцу, словесной инструкции; конструирование по итогам анализа задачи, по плану, по самостоятельно составленному плану);
  • развитие мимики: мимическая гимнастика с использованием зеркала, «отраженной мимики» и т.д.;
  • формирование и развитие смыслового уровня организации движений: целеполагание, планирование, сознательный отбор операций, контроль.
  •  развитие мелкой моторики;
  • развитие внимания (зрительного, слухового) (узнавание форм, восприятие формы в усложненных условиях, иллюзии зрительного восприятия, развитие стереогноза и т.д.);
  • развитие памяти (включает в себя развитие кратковременной, долговременной, зрительной, слуховой, тактильной памяти);
  •  развитие логического  мышления.

Коррекция индивидуального двигательного дефекта  направлена на обучение произвольному и дозированному напряжению и расслаблению мышц, нормализацию координации опорности и равновесия, снижение повышенного мышечного тонуса и устранение патологических синкинезий, предупреждение и борьбу с контрактурами, увеличение амплитуды движений и мышечной силы, выработку компенсаторных навыков. Учебный материал составляется с учетом физического развития, соматического состояния учащихся. Он дает возможность оказывать избирательное воздействие на различные дефекты в элементарных движениях учеников и содействует развитию способности организовывать сложные двигательные комплексы, особенно те, которые необходимы в учебной и трудовой деятельности. Количество часов на каждого обучающегося определяется медицинской службой в зависимости от тяжести двигательного нарушения (от 2 до 5 часов в неделю).

Формы организации внеурочной деятельности: кружки, факультативы, экскурсии, познавательные игры и беседы, разнообразные учебные и учебно-исследовательские проекты, конкурсы рисунков, рассказов, сочинений, а также индивидуальные занятия. К формам внеурочной деятельности относят и  внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции, интеллектуальные марафоны). В коррекционно-развивающем направлении к формам проведения внеурочных занятий относят и индивидуальные занятия.

 

ПЛАНЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

План внеурочной деятельности является одной из составляющих учебного плана ГБОУ "Центр "Динамика" и находится по ссылке -->