ПРОЕКТ опытно-экспериментальной работы

ПРОЕКТ

опытно-экспериментальной работы по теме:

«Проектирование пространственно-предметной среды образовательного учреждения для начального обучения групп воспитанников и учащихся гетерогенного состава: совместное обучение детей с ОВЗ очного и детей с ОВЗ дистанционного надомного обучения (на примере детей с НО ДА); совместное обучение здоровых детей и детей с ОВЗ»

I. Основная идея проекта ОЭР, включая обоснование значимости для развития системы образования Санкт-Петербурга

Изменение социального и государственного заказа к системе образования нашло свое отражение в ФГОС для обучающихся с ОВЗ, которые предполагают значительную самостоятельность образовательного учреждения в организации образовательного процесса, осознание и признание безусловной ценности становящейся личности ученика, ценностей универсального образования. Стандарт начального общего образования для обучающихся с ОВЗ обеспечивает формирование личности обучающегося с учетом его особых образовательных потребностей путем развития его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни) 1.

Инклюзия, понимаемая в широком смысле как вовлечение всех детей в общеобразовательный процесс независимо от возраста, пола, этнической и религиозной принадлежности, прежних учебных достижений, отставания в развитии или социально-экономического статуса, является одним из главных направлений в стратегии развития образования Санкт-Петербурга.

Поэтому успешная реализация адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования, как в коррекционных, так и в общеобразовательных школах, невозможна без организации развивающей образовательной среды, личностной включенности в нее всех субъектов образовательного процесса. В связи с этим в рамках реализации комплексного подхода к инновационным процессам, связанным с внедрением ФГОС для обучающихся с ОВЗ, как актуальное для деятельности образовательных организаций могут рассматриваться новые подходы к организации школьной инфраструктуры в начальной коррекционной и общеобразовательной школе; новые подходы к организации труда учителей; поиск возможностей обеспечения индивидуальных образовательных запросов всех субъектов образовательного процесса.

Образовательная среда - совокупность факторов, определяющих обучение и развитие личности, социокультурные и экономические условия общества, влияющие на образование, характер информационных и межличностных отношений, взаимодействия с социальной средой.

Среди аспектов, в которых рассматривается образовательная среда, выделяются, в частности:

Уровень среды: общеобразовательная среда; предметная образовательная среда - среда образовательного предмета; пространственно- предметная образовательная среда образовательной организации; личная образовательная среда.

Необходимость реализации данного проекта обусловлена рядом взаимосвязанных организационно-педагогических задач, на решение которых направлена деятельность образовательных организаций, осуществляющих обучение воспитанников и учащихся гетерогенного состава: традиционно развивающихся детей и обучающихся с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы; обучающихся с ОВЗ дистанционно надомно и обучающихся с ОВЗ в условиях коррекционной школы (см. табл.).

Таблица. Категории обучающихся гетерогенного состава, которые планируется исследовать в процессе ОЭР

Условия обучения

Категория обучающихся

Модель обучения

Вариант ФГОС для детей с ОВЗ

Совместное обучение в условиях общеобразовательной школы

Традиционно развивающиеся дети

Очно

Вариант 1

Дети с ОВЗ

Очно, надомно

Совместное обучение в условиях специальной (коррекционной) школы

Дети с ОВЗ (на примере детей с НОДА)

Очно

Вариант 2 для детей с НОДА

Дети с ОВЗ (на примере детей с НОДА)

Дистанционно надомно

 
 

 

Основная идея проекта заключается в организации предметно-пространственной среды начальной школы в условиях внедрения ФГОС для обучающихся с ОВЗ и базируется на положении о том, что, организуя все компоненты образовательной среды, можно проектировать условия, необходимые для жизнедеятельности и эффективного развития всех участников образовательного процесса гетерогенного состава.

Назначение проектирования образовательной среды- создание концептуальной и других моделей образовательной среды, отражающих инвариантные и другие ее существенные свойства и требования к ней в соответствии с образовательными потребностями обучающихся, требования и принципы педагогической системы и спецификой ее реализации.

Назначение проекта образовательной среды(результата его проектирования) - его технологическая, информационная, коммуникационная реализация в образовательных организациях, включающая все инвариантные и существенные свойства и удовлетворяющая образовательные потребности перечисленных групп обучающихся и отвечающая предъявляемым к ней требованиям.

Модель образовательной предметно-пространственной среды должна обладать свойством универсальности в аспекте своей реализации: она может быть выражена во множестве ее конкретных (реальных) образов и их состояний, изменяемых в пространстве и времени. Для этого она должна быть открытой системой - открытой для развития, расширения, модификации, адаптации к конкретным требованиям и условиям.

Модель образовательной предметно-пространственной среды должна содержать методическое руководство к действию, предусматривающее вариативность выбора и реализации в конкретной образовательной организации.

и. Цели проекта ОЭР:

  1. Исследовать готовность начальной школы общеобразовательных учреждений района к внедрению первого варианта обучения по ФГОС для обучающихся с ОВЗ (совместного обучения детей с ОВЗ и традиционно развивающихся школьников в условиях общеобразовательной школы).
  2. Исследовать готовность начальной школы коррекционных образовательных учреждений района к внедрению 2 варианта обучения по ФГОС для обучающихся с ОВЗ- совместного обучения детей с ОВЗ (на примере обучающихся с НОДА), обучающихся очно и обучающихся дистанционно надомно.
  3. Разработать технологию проектирования модели пространственно-предметной среды образовательного учреждения для обучения воспитанников и учащихся в группах гетерогенного состава в начальной школе в условиях внедрения ФГОС для обучающихся с ОВЗ.

Задачи проекта ОЭР:

  1. Определить теоретико-методологический и практико-ориентированный уровни построения модели образовательной среды начальной школы.
  2. Изучить степень готовности предметно-пространственной среды начальной школы образовательных учреждений района к внедрению первого варианта обучения по ФГОС для обучающихся в ОВЗ (совместного обучения детей с ОВЗ и традиционно развивающихся школьников в условиях общеобразовательной школы).
  3. Изучить степень готовности предметно-пространственной среды начальной школы коррекционных образовательных учреждений города, обучающих учащихся с ИОДА очного и надомного обучения, к внедрению второго варианта обучения по ФГОС для обучающихся в ОВЗ (6.2.) (совместного обучения детей с ОВЗ и учащихся дистанционного надомного обучения в условиях коррекционной школы, на примере обучающихся с ИОДА).
  4. Изучить степень готовности субъектов образовательного процесса (обучающихся, учителей, администрации, родителей) к внедрению первого варианта обучения по ФГОС для обучающихся с ОВЗ (совместного обучения детей с ОВЗ и традиционно развивающихся школьников в условиях общеобразовательной школы).
  5. Изучить степень готовности субъектов образовательного процесса (обучающихся, учителей, администрации, родителей) к внедрению второго варианта обучения по ФГОС для обучающихся в ОВЗ (6.2.) (совместного обучения детей с ОВЗ и учащихся надомного обучения в условиях коррекционной школы, на примере обучающихся с ИОДА).
  6. Сформулировать основные принципы проектирования модели пространственно-предметной среды образовательного учреждения для обучения воспитанников и учащихся в группах гетерогенного состава в начальной школе в условиях внедрения ФГОС для обучающихся с ОВЗ.
  7. Определить уровни педагогического проектирования пространственно-предметной среды образовательного учреждения для обучения воспитанников и учащихся в группах гетерогенного состава в начальной школе в условиях внедрения ФГОС для обучающихся с ОВЗ.
  8. Апробировать разработанную модель на образовательных учреждениях района.

III. Конечный(ые) продукт(ы) ОЭР:

1. Модель пространственно-предметной среды образовательного учреждения с выделением инвариантного и вариативного компонентов для обучения воспитанников и учащихся в группах гетерогенного состава в начальной школе в условиях внедрения ФГОС для обучающихся с ОВЗ (совместного обучения детей с ОВЗ и традиционно развивающихся школьников; совместного обучения детей с ИОДА и детей с ИОДА надомного обучения с применением очно-дистанционной модели) с учетом ресурсных возможностей школ.

  1. Методические рекомендации по проектированию пространственно-предметной среды в соответствии с разработанной моделью для коррекционных и общеобразовательных школ.
  2. Методические рекомендации по организации взаимодействия школ при реализации модели проектирования пространственно- предметной среды образовательного учреждения.
  3. Показатели и критерии оценки эффективности использования разработанной модели.
  4. Методические рекомендации по диссеминации разработанной модели.

IV. Предложения по распространению и внедрению результатов проекта ОЭР в образовательную практику:

Результаты ОЭР смогут использоваться при создании инклюзивных школ, а также в практике коррекционных школ по внедрению ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ.

Критерии и показатели эффективности ОЭР, в т.ч. описание системы мониторинговых исследований за ходом её реализации.

Критерии

Показатели

Вовлеченность субъектов образовательного процесса в исследование и формирование модели готовности начальной школы образовательных учреждений района к внедрению первого и второго варианта обучения по ФГОС для обучающихся в ОВЗ

  1. Положительное отношение к совместному обучению у детей и родителей, готовность педагогов и администрации к такому обучению (по результатам анкетирования и экспертной оценки).
  2. Наличие договоров о взаимодействии специалистов школы с педагогами общеобразовательных школ района.

Совершенствование модели пространственно-предметной среды образовательного учреждения.

  1. Увеличение доступности пространственно-предметной среды образовательного учреждения.
  2. Положительная оценка доступности среды субъектами образовательного процесса.
  3. Увеличение степени осознаваемости, обобщенности, доминантности, устойчивости, когерентности, широты, модальности, интенсивности, мобильности образовательной среды (по результатам анкетирования и экспертной оценки, цит. по: ЯсвинВ. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. -М.: Смысл, 2001.-365 е.).

Готовность субъектов образовательного процесса к внедрению первого варианта обучения по ФГОС для обучающихся в ОВЗ

  1. Положительное отношение к совершенствованию образовательной среды субъектов образовательного процесса.
  2. Потребность педагогов в курсах повышения квалификации.
 
 

 

SWOT-анализ возможностей проведения ОЭР:

Оценка актуального состояния внутреннего потенциала школы для проведения ОЭР

Оценка перспективного развития школы в соответствии с изменением внешнего окружения

Сильные стороны

Слабые стороны

Благоприятные возможности

Риски

  • богатый опыт инновационной и экспериментальной деятельности в области социальной инклюзии в районе, дистанционного надомного обучения детей с ОВЗ в городе.
  • достаточно высокий уровень профессиональной компетентности педагогов начальной школы.

наличие в школе образовательной среды, учитывающей образовательные потребности обучающихся с НОДА.

  • участие в апробации новых ФГОС для обучающихся с ОВЗ (варианты 6.2., 6.3., 6.4.АООП).

широкие возможности получения помощи педагогами общеобразовательных школ района консультативной помощи при составлении коррекционной программы по варианту 6.1. АООП ФГОС для обучающихся с ОВЗ.

  • наличие базовых условий для

недостаточный положительный опыт обучения детей с ОВЗ в общеобразовательных школах.

трудности создания доступной среды для детей с выраженными нарушениями развития в зданиях школ старой постройки.

  • отсутствие целенаправленной работы с администрацией, педагогами и родителями учащихся

общеобразовательных школ по принятию детей с ОВЗ.

настороженное отношение родителей детей с ОВЗ к обучению в общеобразовательной школе.

  • недостаточный объем знаний , умений и опыта работы с учащимися с ОВЗ у педагогов при возникновении трудностей в обучении этого контингента обучающихся.

-недостаточное использование потенциала специалистов

- В основу ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ положены деятельностный и дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает:

развитие личности обучающихся с ОВЗ в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации;

разработку содержания и технологий НОО обучающихся с ОВЗ, определяющих пути и способы достижения ими социально желаемого уровня личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей;

реализацию права на свободный выбор организационных форм образовательного процесса и индивидуального развития каждого обучающегося с ОВЗ.

отсутствие толерантности, выражающейся в том числе в отторжении детей с ОВЗ.

общие представления обывателей о рентных установках родителей, имеющих детей с ОВЗ.

низкий уровень знаний об особенностях детей с ОВЗ.

отсутствие механизмов поддержки общеобразовательных школ, готовых принимать обучающихся с ОВЗ. - отсутствие системы социально- психолого-медико- педагогического сопровождения детей в условиях инклюзивного надомного и дистанционного обучения.

 

 
 

эффективной реализации плана экспериментальной деятельности.

высококвалифицированный педагогический готовый к деятельности.

наличие опыта сетевого взаимодействия       с

общеобразовательными школами района и города.

коллектив, инновационной

 

- активное взаимодействие отдела образования и ИМЦ со школой.

школы для развития форм и моделей         дистанционного

надомного обучения детей с ОВЗ, обучающихся в общеобразовательных школах.

утверждение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ (Приказ Минобр. науки России № 1598 от 19.12.2014 г.).

- ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ       применяется   к

правоотношениям, возникшим с 01.09.2016 г.




Под надомной моделью обучения понимается такая модель обучения, которая применяется в общеобразовательной или специальной школе при обучении детей с ОВЗ, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации. Занятия с учащимся проводятся индивидуально, при посещении детей учителями на дому (п. 6, ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)